Портрет из нефти: тюменская художница нашла необычное применение черному золоту
Портрет из нефти: тюменская художница нашла необычное применение черному золоту
20 февраля Читать 7 мин

Портрет из нефти: тюменская художница нашла необычное применение черному золоту

Портрет из нефти: тюменская художница нашла необычное применение черному золоту

Имя Альфеи Мухаметовой, скромной и деятельной художницы родом из Тюменской области, отдавшей много лет городу Мегиону в Югре, теперь знают во многих странах мира – кое-кому посчастливилось приобрести ее неповторимые, пропитанные доброй энергетикой работы. Последние десятилетия мастер живет и творит в Тюмени, и мы рады называть ее «нашей». Наша Альфея – большая трудяга, которая сетует, что в сутках всего 24, а не 48 часов, как ей хотелось бы. А все потому, что на воплощение миллиона идей требуется очень много времени… Нужно успеть сделать батик, авторскую бумагу, керамику, глазурь и, конечно, поупражняться в портретах нефтью. Да-да, вы не ослышались. Мухаметова – единственный художник во Вселенной, который с помощью пары капель черного золота воссоздает человеческие лица.

Папа, это тебе!

- Помню: бежим с сестрой по лесу, а на наших белых фартучках нефтяные капли. Видимо, отец случайно брызнул, когда приехал с вахты. Капли оставляют жирные следы, с ткани их не убрать, – рассказывает Альфея, подготавливая место для внезапного мастер-класса.

Мы устроились в домашней мастерской, судачим об искусстве, о пути человека, о предстоящих творческих конкурсах.

Испытать нефть в деле, то есть в рисовании, она придумала в начале 2014 года, планируя очередной сезон. Видимо, навеяло думами об отце Фахрутдине Курмашеве, первооткрывателе самотлорской, шаимской и мегионской нефти. Для первых экспериментов получила «горючую» бутыль из дорогого сердцу Мегиона. Уже в сентябре того же года в Ханты-Мансийске, в тамошнем музее нефти и газа, вместе с фондом имени Муравленко открыла специальную выставку. Сколько с тех пор написала нефтяных полотен, не помнит – потому что не считает. Очевидно, что очень много, ведь почти каждый год Альфея делает до 10 персональных проектов, половину работ для которых создает с нуля. За все это время потратила лишь две полуторалитровые бутылки с черным золотом – к счастью, расходуется оно экономично. Поставляют северные друзья-нефтяники.

Гений с кисточкой

- Нефтью рисовали и до меня, но я первая стала писать ею портреты, а также соединять с другими материалами, – говорит художница.

Вот ее придумки: обычный рисунок нефтью на магазинной мелованной бумаге, авторской бумаге или же на холсте, портрет нефтью, нефть с акварелью, нефть с акрилом, нефть с маслом, нефть с графикой, нефть и песок, коллажи с использованием нефтяных рисунков с оборванными краями, монотипия…

Неудачные работы Мухаметова никогда не выбрасывает и не записывает поверху: они обязательно пригодятся для будущих проектов. Во всех своих картинах и декоративных вещицах мастер «поет» о Севере, который вовсе не холодный и жестокий, а очень радушный, если посмотреть с другой стороны. Как раз тепло Югры и Ямала на бумаге самым наилучшим образом передает нефть, все ее оттенки – от молочного до горького шоколада.

Вырос лес из капельки

Писать нефтью без способностей к рисованию, увы, не получится, уверяет Альфея. Во-первых, нужно сразу на чистом листе бумаги видеть будущий сюжет, работать, так сказать, «по живому», ведь использование простого карандаша недопустимо: его линии потом не убрать. Во-вторых, надо владеть своими руками: основная работа делается именно ими, а запасными инструментами выполняются только финальные штрихи.

Берем бумагу, набираем пипеткой из бутылки пару капель, выплескиваем их на рабочую тарелочку, затем макаем в нефть палец, ставим небольшое пятнышко и начинаем размазывать, следуя задуманному. Резиновые скребки разного размера (такие есть в любом строительном магазине) – для растушевки. Если хочется достичь светлого тона, капельку надо развести, растащить на микрочастицы основательно. Для насыщенного цвета потребуется несколько слоев нефти: каждый новый наносится тогда, когда подсохнет предыдущий.

Мухаметова как гуру техники, конечно, рисует быстро: простая работа занимает несколько часов, портрет – несколько дней. Время еще оттягивает просушка: при комнатной температуре нефть «запечатывается» три дня, а живет в искусстве бесконечно.

После творчества руки и инструменты необходимо почистить. Тут в помощь уайт-спирит.

Кстати, когда свободна, Альфея Мухаметова проводит нефтяные мастер-классы и рассказывает о своем пути в мире творчества в разных точках Тюмени. Чаще всего ее можно видеть в Центральной городской библиотеке на улице Луначарского. Лучше следить за афишами учреждений культуры.

За нефтяными экспериментами художницы Альфеи Мухаметовой наблюдала мама Ира. Мне понравилось.