Есть ли в тюменском театре призраки? И сколько получают актеры? Идем на удивительную экскурсию по драмтеатру
Тюмень -13.9°C
Есть ли в тюменском театре призраки? И сколько получают актеры? Идем на удивительную экскурсию по драмтеатру
18 ноября Читать 12 мин

Есть ли в тюменском театре призраки? И сколько получают актеры? Идем на удивительную экскурсию по драмтеатру

Есть ли в тюменском театре призраки? И сколько получают актеры? Идем на удивительную экскурсию по драмтеатру

Почему у сцены в театре раньше стояли решетки, отделяющие актеров от зрителей? Зачем за кулисами экран, на котором видно весь зал? Можно ли не выкрашивать сцену в черный цвет? Вреден ли для актеров сценический дым? Почему нельзя сравнивать театральное представление с произведением, по которому оно поставлено?

Ответы на эти вопросы знает Сергей Осинцев, директор самого большого (по площади) тюменского драматического театра. А делится он ими во время экскурсии по закулисью — это специальный проект «Погружение в театр, или как стать настоящим зрителем». Добро пожаловать!

Театр начинается с...

Экскурсия стартует в фойе театра. Зрителей встречает директор и ведет на второй этаж, к галерее с портретами актеров. Среди них несколько «золотомасочников». В 2022 году театр взял престижную премию за работу над бродвейской постановкой «Семейка Аддамс». Это первая подобная награда у труппы! Часть стены с портретами пустуют: семь человек покинули коллектив, но на их место уже отобрали новеньких. Зрители увидят их в сезоне 2022-2023.

AnyConv.com__scale_1200 (36).webp

По словам Осинцева, в театрах практически не бывает актеров без профессионального образования, однако в труппе тюменской драмы есть и самородки, которые пришли случайно. Например, Анте Колиниченко больше 80 лет, всю жизнь она отдала сцене, но актерского образования у нее нет. Она попала в театр, и оказалось, что у нее невероятное мастерство.

Есть и совсем молодой парень Николай Падалко, который пришел в театр монтировщиком. Выполнял работу такого театрального грузчика: он двигал декорации, таскал ящики. Однажды в спектакле не хватало актеров и его попросили выйти и сыграть роль без слов.

AnyConv.com__scale_1200 (37) (1).webp

За Николаем оказалось интереснее наблюдать, чем за актерами, у которых есть слова: он очень подвижный, эмоциональный. Хорошо играл. Его стали замечать, чаще задействовать в спектаклях. И неожиданно он получил главную роль в одной из постановок, — говорит Сергей Осинцев.

Так что самые талантливые находят свой путь в театре даже без образования. Но все же большинство сначала осваивают профессию и уже потом становятся участниками труппы.

Зритель на сцене

Идем дальше. На сцену, главное место в театре. Только во время экскурсии можно очутиться не перед ней, а лицом к зрительному залу, как настоящие актеры. Пока Осинцев рассказывает о количестве кресел в малом и большом залах, открытии нового пространства — арт-кафе (где проходят творческие встречи и читки спектаклей), участники экскурсии облюбовывают корпусный костюм дамы XIX века, заботливо забытый на сцене.

AnyConv.com__scale_1200 (38) (1).webp

Сама сцена гораздо больше той, которую видят зрители: в зависимости от задумки режиссера она может быть полностью «раздета», тогда гостям покажут и технические элементы. Или закрыта настолько, что актеры будут играть всего на нескольких метрах планшета. Все оборудование на большой сцене электронное. Сцена в тюменском театре двигающаяся, скоростей несколько — от почти незаметной до такой, будто ты катаешься на карусели.

AnyConv.com__scale_1200 (39) (1).webp

Работают до полуночи и запоминают огромный текст

Спектакль в тюменской драме обычно ставят за три месяца. И все это время актеры повторяют один и тот же текст. Сергей Осинцев уверен: когда ты утром и вечером твердишь одни и те же слова, можно выучить даже «Войну и мир». Каждый может запомнить столько текста, но только если будет заниматься каждый день. Другое дело: сохранить все это внутри себя и пронести из спектакля к спектаклю. Иногда в голове артистов одновременно хранится до 40 спектаклей, вместе с задумкой режиссера и верным воплощением.

AnyConv.com__scale_1200 (40) (1).webp

Актерам нельзя худеть, толстеть, стричься, делать пирсинги, татуировки, и даже куда-то уезжать. Ведь они могут понадобиться на подмене: если кто-то из труппы заболеет и не сможет выйти на сцену.

За такую работу актерам положен оклад: у молодых он 17 800 рублей, у более опытных — 26 000 рублей. Далее каждый артист получает авторские гонорары: от 500 рублей до 5 000 рублей в зависимости от сложности роли, статуса в театре, актерских способностей. Какой будет надбавка, решает руководитель.

Кто-то может получать 100 000 в месяц и больше, кто-то работает только за оклад. Даже когда ты работаешь в театре, режиссер может тебя не выбирать для спектакля, просто будешь сидеть. Такая сложная судьба, — замечает директор. — Пенсионеры заняты меньше всего: к сожалению, пьес для них почти не пишут. Как и для женщин. В основном произведения про мужчин. Почти всегда в спектаклях занят весь мужской состав. Женщины же за роли очень конкурируют: они боятся заболеть, забеременеть, выпасть из пьесы. Но девочек в этой профессии больше: соотношение на кастинге 20 к 80. На работу актеры приходят к 11 часам утра. Это время для репетиции и подготовки к вечернему спектаклю: грим (иногда его делают три часа), прогон, репетиция партий, проверка реквизитов, костюмов. За час до спектакля актеры должны быть готовы, а за полчаса быть одетыми. Если что-то идет не так, на замену придут коллеги по цеху.
AnyConv.com__scale_1200 (41) (1).webp

Рабочий день у актеров заканчивается около полуночи.

Тюменский театр при этом в год показывает 500 спектаклей. На них присутствуют 160 000 зрителей.

AnyConv.com__scale_1200 (42) (1).webp

Театр-завод

Театр, как завод с цехами: в костюмерном шьют одежду, в гримерном накладывают грим и парики, в реквизиторском создают все предметы, которые появляются на сцене, в монтировочном собирают огромные декорации: дома, машины. Звук на сцене обеспечивают радисты, свет — осветители. Но и это не все цеха. Сколько их еще, узнаете на экскурсии, а некоторые еще и посетите вместе с директором.

AnyConv.com__scale_1200 (43) (1).webp

Мы были в костюмерном цехе. Заходишь — в нос бьет специфический запах. Директор шутит, что так пахнут актеры. Здесь одежда актеров из действующих спектаклей. Все отшивается в театре. Но сшить — полдела, важно чтобы в каждый момент актер был в том, в чем задумал режиссер. Именно поэтому перед выступлением одежду подготавливают для артиста и развозят по гримеркам.

AnyConv.com__scale_1200 (44) (1).webp

Костюмы шьются для каждого спектакля и для каждого артиста специально, по придуманным заранее эскизам. Обувь и шляпы тоже делают в театре. У вещей для спектаклей особые ткани и принцип шитья. Иногда используются несовместимые материалы, поэтому некоторые костюмы невозможно стирать, а часть даже подвергать химчистке: можно испортить ткань или рисунок.

AnyConv.com__scale_1200 (45) (1).webp

Перемещаемся дальше. В гримерном цехе могут омолодить и состарить любого актера: мастера умеют делать бороды, усы и даже мелкие волоски на лице. Раньше приходилось все создавать вручную, теперь проще — можно купить в спецмагазине.

AnyConv.com__scale_1200 (46) (1).webp

Взрослые артисты помнят еще советский грим, который выдавался в начале каждого сезона. Он был жировой, с тремя тонами. Можно было сделать прямой нос, убрать щеки или подбородок. Но чтобы нанести его на лицо, надо было хорошо обмазаться вазелином — это было необходимо, чтобы забить поры. Актеры выходили на сцену, работали под фонарями: пот выходил, но ни в коем случае лицо нельзя было почесать. Иначе многочасовая работа гримера рушилась. Чтобы снять эту красоту, нужно было вновь взять вазелин.

AnyConv.com__scale_1200 (47) (1).webp

Теперь таким гримом никто не пользуется. Вместо него специальный, более легкий и в нанесении, и в использовании.

Пока следуем между цехами, проходим за кулисами. Тут же хранятся и большие декорации, и части домиков (которые зрители видят в спектаклях), и машины, и деревья. Свет и руки мастеров делают эти предметы настоящими. На самом деле в театре очень многое сделано из строительной пены и пенопласта. даже сено бутафорское, из бельевой веревки.

AnyConv.com__scale_1200 (48) (1).webp

Теперь попадаем на склад с ненужным реквизитом, который иногда все же пригождается. Здесь бутафорская еда, шпаги, шляпы и даже прототипы актера.

AnyConv.com__scale_1200 (49).webp
Это Гарольд из спектакля «Гарольд и Мод». Мой двойник (сейчас уже не похож). Ему почти 30 лет. Гарольд пытался привлечь внимание матери и все время совершает самоубийство. Чтобы каждый раз не «убивать» меня, сделали манекен, — рассказывает Осинцев. Так этот Гарольд и живет в театре, иногда играет в спектаклях. Например, в «Пулях над Бродвеем» он исполнял роль покойника. Недавно у него появилась пара. Они живут в цехе. Кстати, очень неплохо: едят мидии из папье-маше и пьют вино из бутафорских бутылок.

Плохой звук

Всю экскурсию зрители задают вопросы директору. А он охотно отвечает. Но самый животрепещущий: плохая слышимость актеров в зале и работа артистов с микрофонами.

AnyConv.com__scale_1200 (50).webp

Директор о проблеме знает.

Когда мы переехали в этот театр, то со сцены артисты кричали. Зрители были в ужасе. Это была трагедия. Театр построили с нарушением всех особенностей. Мы вынуждены были в 2011 году надеть микрофоны. Это не всегда помогает, но сегодня 90 % зрителей в зале слышать нас нормально. Надеемся, что года через два нас ждет реконструкция, и мы все изменим, — говорит Сергей Осинцев.
AnyConv.com__scale_1200 (51).webp

Здание появилось в 2008 году. Его построили за рекордные 20 месяцев и за 2,5 миллиарда рублей — средства выделили из бюджетов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Помог этому Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, рассказывает Осинцев, что в 2000-х годах в Тюмень к тогдашнему губернатору Сергею Собянину приехал самый главный ревизор России Сергей Степашин. Этот человек следил, чтобы губернаторы тратили деньги только на то, что надо. По приезде ему устроили культурную программу — повели в театр.

Мы играли «Ревизора». Это был нашумевший в те времена спектакль, скандальный. Хлестаков танцевал стриптиз, там была современная музыка и танцы. На восьмом ряду сидели Собянин, Степашин. Спектакль последнему сильно понравился. Правда, он заметил, что здание у театра очень старое. И за один год и восемь месяцев построили этот прекрасный особняк. Здание построено из пеноблоков, сверху — декорашечка. Красиво, конечно, напоминает большой театр, но мы ждем ремонта, чтобы все было и функциональным.
AnyConv.com__scale_1200 (52).webp

На этом экскурсия не закончилась. Мы поднялись под крышу, спустились под сцену, обсудили будущее театрального искусства в арт-кафе. И услышали:

  • Как в Тюмени появился театр?
  • Кто и почему совсем недавно снес здание, в котором проходили первые спектакли в Тюмени?
  • Почему в театре можно потеряться и зачем директор ездит по драме на роликах?
  • Что хранится под сценой театра?
  • Как актеры разыгрывают друг друга?
  • И есть ли в здании привидения?

Но ответы узнаете лично. Тем более, впереди новые экскурсии по драмтеатру.